КТСМ - комплекс технических средств многофункциональный.
Назначение: обнаружение в составе поезда вагонов с перегретыми буксами, заторможенных осей.
Принцип построения: На перегоне устанавливаются напольные камеры, в которых находятся датчики инфракрасного излучения (тепла) – болометры. Вход поезда на участок контроля осуществляет рельсовая цепь наложения. После получения сигнала от рельсовой цепи напольные камеры открывают заслонки и инфракрасное излучение от буксовых узлов вагонов и нижней части колеса попадает на болометр. Болометр преобразует сигнал в электрический ток. При помощи магнитных педалей ведется счет осей поезда. Информация о номере оси, температуре каждой буксы и колеса поступает в компьютер линейного пункта (размещен на перегоне). Со всех линейных пунктов информация собирается в центральный пункт системы. Существуют пороговые значения температуры нагрева. В случае перегрева система создает сигналы тревоги: «тревога-1», «тревога-2». Сигнал поступает по радиосвязи машинисту, в ответ на сигнал машинист должен соответственно снизить скорость движения или остановить поезд на перегоне (сигнал «тревога-0» соответствует значению температуры близкому к критическому).
В состав аппаратуры линейного пункта входит датчик нижнего габарита УКСПС или СКВП.
УКСПС – устройство контроля схода подвижного состава
СКВП – система контроля волочащихся предметов
Периодичность размещения линейных пунктов системы составляет 25-35 км.